28 мая 2021
Заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) Ольга Дергунова выступила модератором секции по компетенциям, обучению и навыкам на форуме «Новая реальность менеджмента. Форум лидеров, CEO, HR-директоров», организованном изданием Форбс.
Ключевой темой сессии стали вопросы, посвященные изменению в понимании лидерских качеств и ответственности лидеров за собственное развитие. На повестке стоял и вопрос о необходимости инвестиций в выявление и развитие лидеров с высоким потенциалом не только государства, но и компаний-работодателей.
Ольга Дергунова, заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ:
«Ничего бы не происходило в России, если бы не было неуспокоенных людей. Сначала они мечтают сами, потом в их мечты начинают верить все остальные, а затем, когда появляется результат, всем кажется, что так было всегда. Хочу поблагодарить сегодня тех неуспокоенных людей, которые на стороне государства и для государства работают на то, чтобы обогатить систему образования».
Директор АНО «Россия-страна возможностей», руководитель проекта «Лидеры России» Алексей Комиссаров рассказал об опыте организации общероссийского кадрового конкурса, на участие в котором за 4 года было подано около 833 тысяч заявок. Финалистами-«Лидерами России» стали за это время 300 человек, победителями – больше 100. Говоря о наиболее востребованных компетенциях лидеров, Алексей Комиссаров подчеркнул: одного умения публично подать себя сегодня – мало.
Алексей Комиссаров, директор АНО «Россия-страна возможностей», руководитель проекта «Лидеры России»:
«Soft skills очень ценны и востребованы, но hard skills, профессионализм и конкретные компетенции сегодня важны настолько, что в этом году мы изменили правила конкурса. Вместо единого набора мы перешли к профильным трекам, причем каждый участник сможет выбрать только один из них. Умение работать в условиях неопределенности, без заданных шаблонов, принимая на себя ответственность за решения каждый день – это то, чего ждут сегодня работодатели от лидеров».
Дмитрий Песков, спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) и председатель наблюдательного совета Университета 2035 (самый крупный образовательный провайдер в стране, выдано 450 тысяч дипломов) выделил несколько трендов «новой цифровой кадровой реальности».
Дмитрий Песков, спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ, глава наблюдательного совета Университета 2035:
«Во-первых, в цифровой среде очень низкий порог входа – в некоторых случаях можно получить гарантированное трудоустройство после пары месяцев обучения. Во-вторых, количество рабочих мест в цифровом пространстве не ограничено ничем, включая национальный характер экономики – ты сразу вступаешь в конкуренцию со всем миром. Наконец, если до недавнего времени «цифра» рассматривалась как нечто отдельное от реальной жизни, то сегодня цифровая и реальная жизнь, наконец, пересеклись. Поэтому самым большим дефицитом становятся специалисты, сочетающие умения – например, цифровой и пространственной логистики».
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко рассказал о разработке государством при поддержке АНО «Россия – страна возможностей» двух проектов. Первый – так называемые центры компетенций, которые будут заниматься учетом и верификацией soft skills специалистов. Второй – электронные дипломы, которые, по мысли идеологов, должны содержать дополнительную информацию о россиянах – от участия в волонтерских проектах до спортивных достижений. «Это позволило бы более широко взглянуть на человека, понять, какая работа ему подходит», – отметил Кучеренко.
Петр Кучеренко, заместитель министра науки и высшего образования РФ:
«Высшее образование за последнюю четверть века стало всеобщим и массовым – и это хорошо. Но нужно понимать – если 100 лет назад тебе давало конкурентные преимущества среднее образование, то сейчас их не дает и высшее. В результате, выходя на рынок труда и заполняя резюме, информацию о своем образовании вы уместите в две строки (и это будет название вуза и профиль). А вот дальше придется гораздо подробнее отвечать на вопросы о неверифицируемых навыках – таких, как умение работать в команде или способность к эмпатии».
Ник ван Дам, международный эксперт по вопросам обучения и квалификации кадров, директор по обучению IE University (Испания) и старший внешний советник McKinsey&Company, привел данные исследования, проведенного его компанией. Прогноз – таков: через 10 лет каждое третье месте в Европе «устареет», появятся новые должности, для которых потребуются новые компетенции. Среди ключевых, по словам ван Дама, «критическое мышление и умение решать сложные задачи, проблемы».
Personnel of The New Reality. May 25th, 2021. Prof. Dr. Nick van Dam IE Board Member, Chief Learning Officer and Academic Director
Ник ван Дам, директор по обучению IE University, старший внешний советник McKinsey&Company:
«Важно развивать навыки работы с людьми. Нарастить технические умения довольно просто, но нельзя прочесть книжку – и научиться быть лидером. Эмоциональный интеллект – это отдельное направление для развития. Тем, кто приходит сегодня в компании, предстоит работать 40-50 лет. Все это время нужно поддерживать энергию и физическое состояние. Наконец, я считаю, что мы никогда не обойдем машины в том, что они умеют делать хорошо. Поэтому должны сосредоточиться на том, чего они не умеют – а это творчество и продуцирование новых идей, когнитивные навыки».
В свою очередь, вице-президент по управлению персоналом АФК «Система» (компания входит в число попечителей ВШМ СПбГУ) и один из победителей «Лидеров России» Светлана Матвеева отметила, что бизнес ожидает от образовательной системы быстрых и конкретных результатов, однако необходимо учитывать специфику академической среды. И тем не менее, «точкой сборки» потребностей нового поколения работников, работодателей, общества и науки должны стать – и становятся – именно университеты.
Светлана Матвеева, вице-президент по управлению персоналом АФК «Система»:
«Современный лидер все ближе по духу к предпринимателю. Меняется и бизнес – он часто представляет из себя пожарного, который наскоро решает свою задачу и возмущается, почему ему системно не отстроили поставку серого вещества в нужном количестве и конфигурации. Бизнес и сам еще не научился предиктивно формулировать свой запрос. Однако ему требуется все больше наукоемкой стратегии и людей вокруг нее. Местом стыковки запроса бизнеса и возможностей науки являются образовательные институты».
АФК «Система» предпринимает самостоятельные усилия по развитию образовательных программ. Так, в 2020 году в рамках флагманской образовательной инициативы благотворительного фонда «Система (оператор социальных инвестиций Группы АФК «Система) – проекта «Лифт в будущее» – на базе ВШМ СПбГУ успешно реализована программа «Management Essentials: школа практического менеджмента».
Подводя итоги дискуссии, Ольга Дергунова отметила, что в новой постковидой реальности ожидания работодателей от действующих и потенциальных сотрудников компаний заметно изменились: на первый план сегодня выходит эмоциональный интеллект, когнитивные способности и человеческие качества. И образование в изменившейся среде становится еще более важным и эффективным инструментом развития человеческого капитала.
Форум Forbes «Новая реальность менеджмента», посвященный стратегическим вопросам лидерства и эффективного управления персоналом, состоялся в Москве 25 мая 2021 года. Его участниками стали руководители крупных российских и зарубежных компаний-работодателей, HR-лидеры и эксперты отрасли. Запись форума доступна на сайте мероприятия.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.