25 апреля 2022
Высшая школа менеджмента СПбГУ вошла в международное сообщество CEMS в 2008 году. Все это время ВШМ СПбГУ являлась единственным учебным заведением в России, удостоившимся подобной чести. Бизнес-школа регулярно проходила аудит, чтобы продлить членство в организации; последний визит комиссии состоялся в конце прошлого года. Временная приостановка сотрудничества в связи международной обстановкой — хороший повод подвести итоги многолетней совместной работы. О том, что принес CEMS в ВШМ СПбГУ, рассказывают директор магистерской программы «Менеджмент» (Master in Management — MiM) Юлия Арай и академический директор программы CEMS MiM Янис Христодоулоу.
Янис Христодоулоу
Юлия Арай
Юлия Николаевна, для тех, кто раньше никогда не сталкиваться с этим названием, расскажите, пожалуйста, что такое CEMS?
CEMS — это альянс ведущих бизнес-школ мира, в котором каждую страну представляет только одна школа. Основная идея организации — создание комьюнити сильнейших бизнес-школ, обладающих определенными ресурсами, интернациональной студенческой средой и высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. CEMS ведет ювелирную работу по отбору претендентов. Школа, чтобы войти в сообщество, должна обладать уникальными ресурсами и конкурентными преимуществами на национальном рынке, так как больше никто в стране не сможет туда попасть, таковы правила.
Какие школы входят в CEMS?
Среди основателей CEMS: University of Cologne, HEC Paris , ESADE и Università Bocconi. Всего сейчас в альянс входят 34 бизнес-школы, и это лучшие учебные заведения. Тому подтверждение — рейтинг программ магистратуры Financial Times «Master in Management». Топ-30 почти без исключения — это бизнес-школы - члены альянса. Здесь есть общая зависимость: они в CEMS потому, что входят в рейтинг Financial Times, и наоборот. Участие в CEMS дает определенный толчок для повышения качества образования: открывается доступ к знаниям и лучшим практикам из разных стран, кроме того, высокую планку задает интеллектуальный уровень студентов, приезжающих на обмен по программе совместного диплома. Если вернуться к рейтингам, то магистерская программа «Менеджмент» ВШМ СПбГУ занимает 25-ю строку и остается единственным представителем России в FT Masters in Management Ranking 2021.
Кто входит в альянс, кроме бизнес-школ?
Это 70 международных компаний (Google, Meta, McKinsey, BCG, Bayer Hyundai, L’Oreal), а также выпускники, студенты, преподаватели и 8 некоммерческих организаций, в числе которых Фонд защиты природы. Важно понимать, что CEMS — это определенное комьюнити, знакомства. Когда у тех, кто поступает в Гарвард спрашивают, почему они хотят попасть именно в это учебное заведение, претенденты часто отвечают, что идут Гарвард не только за высоким уровнем образования, но еще и для того, чтобы обзавестись связями. Программа CEMS также дает возможность не только получить знания и диплом, которые будут котироваться на международном рынке труда, но и стать частью сообщества. И мы видим, что это работает. Многие наши выпускники получили приглашения на работу – офферы именно благодаря тому, что активно участвовали в жизни альянса.
Какие глобальные задачи стояли перед CEMS в последнее время и насколько они были созвучны с миссией ВШМ СПбГУ?
Миссия альянса — создать комьюнити лидеров, готовых менять и развивать мир к лучшему. Это не только про повышение профессиональных навыков управленцев, но и про ответственное лидерство, когда специалист может принимать решения, основанные на ожидании широкого круга заинтересованных сторон. У CEMS много проектов, направленных на улучшение экологии, решение социальных проблем, и так далее. Например, в первом семестре этого учебного года мы провели блок-семинар по социальному предпринимательству с благотворительным кластером «Нормальное место». Всё это абсолютно созвучно с миссией ВШМ СПбГУ и курсом на внедрение ESG-повестки как одного из приоритетных направлений в исследовательской, образовательной и операционной деятельности.
Магистранты CEMS учатся по программе совместного диплома. В чем её особенность?
Важно понимать, что это не программа двойного диплома, а именно совместного. Совместный диплом с альянсом CEMS — это определенная траектория обучения. Все школы альянса выстраивают свои общие с CEMS программы по достаточно строгим критериям. Например, за время обучения студенты должны выполнить бизнес-проект, делается большой упор на кейсы и решение реальных задач от бизнеса. Кроме того, практика на предприятиях у студентов CEMS длится дольше, чем у тех, кто учится просто на программе MiM. Есть еще обязательные семинары по развитию «мягких навыков»: повышению стрессоустойчивости, креативности, способности к эффективной коммуникации — всему, что сегодня необходимо любому успешному менеджеру. Такой стандартизированный подход к программе во всех школах позволяет гарантировать качество образования. И, конечно, CEMS — это обмен студентами с лучшими бизнес-школами мира. Студенты успевают поучиться еще в одном или двух, кроме ВШМ СПбГУ, учебных заведениях очень высокого уровня в разных странах. Плюс для студентов CEMS доступны все их глобальные мероприятия и общение в сообществе. Это учеба, требующая полного погружения, но и отдача очень высокая.
Можете ли описать словесный портрет CEMS-студента?
Это проактивные люди, мыслящие нестандартно, не ограниченные шаблонным мышлением, что позволяет им придумывать решения “out of box”. Они инициативны, обладают высоким лидерским потенциалом, а также стремлением менять мир к лучшему . Мы поддерживаем это и даем возможности для реализации их амбиций.
К желающим поступить на программу CEMS серьезный пул требований для прохождения на программу. Например, высокий уровень успеваемости и отсутствие академической задолженности, владение английским языком на определенном высоком уровне, знание второго иностранного языка , успешное прохождение собеседования и так далее.
Янис, расскажите, пожалуйста, о результатах работы комиссии CEMS. Какие впечатления от ВШМ СПбГУ остались у экспертов?
ВШМ СПбГУ уже много лет входит в десятку лучших школ Альянса, и в целом, с точки зрения заботы о студентах, у нас все очень хорошо. Все, кто приезжает в бизнес-школу из других стран, находят здесь гостеприимную команду и поддержку. Комиссия подтвердила, что условия, в которых живут и учатся студенты, и их удовлетворенность программой за последние полтора-два года улучшились.
В чем состоит значимость опыта членства в CEMS для ВШМ СПбГУ?
Это то, что делает нашу программу одной из лучших магистерских программ по менеджменту в мире. CEMS дал преимущества ВШМ СПбГУ не только для демонстрации своих возможностей, но и реального улучшения международных связей и исследований. Членство в Альянсе позволило сделать образование в ВШМ СПбГУ интернациональным, разнообразным, мультикультурным и, самое главное, отвечающим современным глобальным запросам.
Есть несомненная польза и непосредственно для преподавателей. Несколько основных курсов доступны для всех студентов CEMS со всего мира: Глобальное лидерство (global leadership), Глобальная стратегия (global strategy) — такая глобальная подготовка ответственных руководителей. Чтобы вести эти курсы, вы должны быть преподавателем высшего класса, потому что получаете возможность работать с лучшими студентами. Речь идет о более широком мышлении, понимании глобального ландшафта и определенных навыках общения — вас сравнивают с преподавателями из других бизнес-школ, и вы невольно участвуете в соревновании очень высокого уровня. Преподаватели получили как стимул для развития, так и возможности, став частью сети международных исследователей. CEMS открыл доступ ко всем учебным программам коллег и прямые контакты для общения с профессорами из других 33 бизнес-школ. Это позволило повысить академическое содержание собственных курсов до совершенно глобального уровня компетентности и усовершенствовать методику преподавания.
Представьте, что в вашем классе студенты из США, Китая, Японии, Сингапура, Южной Африки, Колумбии,Бразилии, Франции. Чтобы обучение было эффективным нужно не просто рассказать свой предмет, а помочь им всем понять, о чем вы говорите, осмыслить и высказать свое мнение. В итоге вы получаете огромного многообразие идей, что очень ценно как для самих студентов, так и для профессора. Это несомненно важный и полезный опыт.
Есть ли конкретные примеры совместной работы с другими бизнес-школами?
В CEMS есть исследовательские сообщества и преподавательские группы для общения и поиска новых возможностей для взаимного обмена и развития науки. Например, мы обменивались опытом с коллегами финского университета Аалто и другими бизнес-школ, изучали, как наш исследовательский центр КСО может сотрудничать с Аалто. Обмен опытом затрагивал не только академический контент, но и вопросы администрирования. У менеджеров программы из разных бизнес-школ тоже проходили регулярные встречи.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.