19 мая 2022
Первые встречи преподавателей Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) для обмена опытом действительно проходили за чашкой чая с печеньем и конфетами — Knowledge Café изначально предполагало возможность неформального и живого общения. Потом началась пандемия. Возможность обсудить возникающие проблемы с коллегами сыграла важную роль в адаптации к онлайн-обучению. Сейчас проект переходит под крыло Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании. В планах — совершенствование методик преподавания в гибридном формате и поиск решения таких вечных проблем, как вовлечение студентов и оценка эффективности обучения. Все подробности — в интервью с идеологом и бессменным организатором Knowledge Café, и.о. заведующего кафедрой стратегического и международного менеджмента Татьяной Клёминой.
Татьяна Николаевна, расскажите, как проект Knowledge Café пережил пандемию?
В условиях пандемии мы перешли в онлайн, что резко увеличило число участников наших встреч: у преподавателей, работающих на разных площадках — Михайловской даче или Волховском переулке — и имеющих разное расписание, появилась возможность к нам присоединиться. Формат остался тем же самым: всегда есть хэдлайнер, который знакомит нас со своим видением обсуждаемой проблемы и опытом ее решения. За выступлением следует обсуждение, которое часто выходит за рамки темы, что позволяет более широко посмотреть на вопросы преподавания.
Какой формат встреч удобнее: офлайн с чаем или онлайн?
С одной стороны, когда мы находимся рядом друг с другом, общая энергетика делает нас более продуктивными и вовлеченными. С другой, опыт показал, что онлайн — это колоссальные возможности для расширения аудитории. Мы приняли решение до конца этого учебного года проводить Кnowledge-cafe онлайн, а дальше посмотрим. Самый оптимальный на мой взгляд — это гибридный формат, чтобы у преподавателей, которые не успевают приехать из-за расписания занятий, была возможность принять участие.
Какие преподавательские проблемы удалось решить благодаря таким собраниям в период пандемии и перехода в онлайн?
Я бы не отделяла Knowledge Café от работы всего коллектива и особенно усилий нашей службы технической поддержки. Совместно мы смогли сделать процесс адаптации к преподаванию онлайн более быстрым и щадящим как для преподавателей, так и для студентов. В период пандемии во встречах принимало участие по 60–70 человек. Как построить лекции? Какие существуют способы вовлечения студентов в активную работу на занятиях? Как проводить опросы? Как подходить к подготовке к экзаменам и зачетам и снизить возможность неправомерного поведения студентов? Как лучше работать со слайдами? Одно дело, когда студенты видят слайды на большом экране, а другое — на экране смартфона… В целом, нет такого аспекта преподавания, который бы не потребовал пересмотра и адаптации.
Сейчас, когда жизнь возвращается в прежнее русло, а студенты — в аудитории, какую пользу можно извлечь из полученного опыта?
Самое главное — онлайн высветил и обострил многие проблемы, которые мы уже давно видели. Речь прежде всего идет об активном вовлечении студентов в процесс обучения, особенно когда ты работаешь с большой аудиторией, не 15–20 человек, а 200. На семинарах раскачать участников на работу всегда было проще: там и аудитория меньше, и формат предполагает, что студенты говорят столько же, сколько преподаватель. На лекционных занятиях, особенно для большой аудитории — это проблема. А если студенты не размышляют, не обсуждают, а только пассивно слушают, информация усваивается хуже. Как вовлекать большую студенческую аудиторию во взаимодействие с преподавателем? Эта проблема существует и в офлайне, но в онлайне стоит особенно остро.
Какие инструменты существуют для более активного вовлечения студентов?
При переходе в онлайн происходила адаптация техник, которые преподаватели использовали ранее. Очень удачная новинка Teams — это переговорные комнаты.
Многие коллеги активно практикуют работу в группах на своих занятиях, когда студенты разбиваются на команды по 5–6 человек и выполняют задание: решают кейс или обсуждают проблему, а потом презентуют результат всем остальным. Это один из действенных способов вовлечения студентов в активную работу в аудитории. Что происходило до того, как появились онлайн-переговорные? Преподавателю приходилось накануне лекции по списку студентов формировать группы, создавать отдельные каналы в Teams, зачислять туда студентов, плюс случались разные нестыковки, потому что невозможно наверняка предугадать, будет человек присутствовать на лекции или нет. Уходила масса времени. А «переговорки» сняли все эти проблемы. По откликам самих студентов они тоже воспринимают этот инструмент как эффективный. Мне лично как преподавателю также нравится возможность групповых чатов, где мы можем целой группой студентов обсуждать работы, какой-то этап курсовой и так далее.
Какие сейчас задачи у Knowledge Café?
Я бы выделила две магистральных темы для обсуждения на Knowledge Café и дальнейшей работы: эффективность обучения и гибридный формат. В этом году у нас состоялось очень интересное собрание, на котором хедлайнером выступила профессор Елена Кирилловна Завьялова и где был поднят серьезный и системный методологический вопрос — как оценить эффективность обучения в целом и по отдельным предметам в частности. Обучение — это ведь такой Black box, потому что никто в мире окончательно не объяснил, как происходит усвоение знаний и приобретение компетенций. В этом процессе участвуют несколько стейкхолдеров, у каждого из которых свои представления об эффективности. Студенты — главный стейкхолдер, но не менее важно мнение преподавателей. Работодатель, который потом должен взять нашего выпускника на работу, тоже имеет свое мнение о том, что такое качественное обучение. Определенные ожидания есть и у администрации Бизнес-школы. Поэтому прежде, чем говорить об инструментах и технологиях, повышающих эффективность обучения, следует определиться с результатом, к которому нужно прийти. Мне хотелось бы продолжить обсуждение этой темы. Уже есть идея и потенциальный хедлайнер по еще одной интересной теме — как организовать активную работу студентов по рецензированию работ друг друга. Еще одно не менее важное и большое направление — это гибридное обучение. В данном случае под гибридным обучением понимается формат, когда часть студентов находится в аудитории, часть присутствует на занятии онлайн.
В ВШМ СПбГУ уже ведется часть занятий в гибридном формате. Какие, на ваш взгляд, у него особенности?
Да, у нас уже осенью велось такое обучение, и сразу стал очевиден целый ряд проблем. Когда идет работа в гибридном классе, преподаватели коммуницируют по сути дела с двумя разными аудиториями. Одно дело, когда студенты находятся рядом, и ты видишь их глаза, а они чувствуют твою энергетику. Другое — общаться через экран, в этом случае сложнее возникнуть той самой «химии». Как преподавать? Как организовать групповую работу? Как организовать контрольную работу? Это очень серьезный комплекс методологических задач. С учетом того, что гибридное обучение с нами надолго, если не навсегда, то актуальность темы очень высокая. Задача преподавателя, работающего в гибридном формате, заключается в том, чтобы подключить к активной работе и тех, кто в аудитории и тех, кто в онлайне.
В чем преимущества гибридного обучения?
Чем хорош гибрид? Во-первых, даже если мы окончательно выйдем из условий пандемии, гибридный формат позволяет вести нормальный учебный процесс в условиях возникновения каких-то других форс-мажорных обстоятельств.
Во-вторых, гибрид дает возможность принять участие в занятии студентам, которые по каким-то своим причинам не могут присутствовать лично, и облегчает привлечение гостевых лекторов. Многие преподаватели приглашают на свои занятия представителей бизнеса, которые поясняют какие-то управленческие инструменты на примере своей компании.
Какие еще инструменты делают гибридное обучение более эффективным?
Чаты — когда в процессе занятия студенты могут задать вопрос или высказать комментарий. Удобно проводить опросы, чтобы выяснить точку зрения студентов на какой-то процесс. Можно квизы проводить — короткие опросы в начале занятия для выяснения, что студенты помнят и усвоили из предыдущей темы, чтобы плавно перейти к следующей.
Какую долю может занять гибридное обучение в ВШМ СПбГУ?
Доля гибридного обучения зависит как от задач, так и от возможностей. Гибридная аудитория должна быть определенным образом обустроена, там много технических нюансов. Какая-то часть занятий, безусловно, перейдет в гибридный формат. С учетом такого активного развития гибридного обучения было бы здорово, чтобы продолжалось совершенствование переговорных комнат в Teams. Сейчас есть определенные ограничения, которые касаются того, что студенты внутри команды не могут поделиться экраном и так далее. Возможность синхронизировать Teams с электронным расписанием тоже была бы очень кстати.
Как преподаватели относятся к онлайну и гибридному обучению?
Онлайн и гибридное обучение оказалось гораздо более трудозатратным для преподавателей, и дело не в том, что надо изучать премудрости Microsoft Teams. Ты больше думаешь, как подать информацию, внимательнее работаешь над слайдами, над организацией групповой работы и обратной связи. В живой аудитории можно подойти к группе студентов, задать вопрос и направить обсуждение в нужное русло, а экран такого не позволяет. Если тебя слушают 200 студентов, и ты попросишь их включить камеры, то все равно всех не увидишь. Как показывает и мой опыт, и опыт коллег, энергии на проведение занятия онлайн уходит гораздо больше, чем обычного. Однако, в этом же состоит и польза. Драматический переход в онлайн не дал нам успокоиться на том, что есть, и подтолкнул к развитию — к размышлениям и поискам способов улучшить взаимосвязь со студентами и сделать процесс преподавания лучше.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.