25 мая 2022
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) при поддержке Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) провела XXV ежегодные Пашкусовские чтения. В этом году на мероприятии обсуждались аспекты современной методологии преподавания в высшем образовании – какие уроки можно извлечь из дистанта, как будут преподавать в российских вузах в будущем.
Ключевой темой стал гибридный формат обучения. Сегодня многие эксперты в области образования считают, что гибридное обучение способно вырасти в полноценное направление с собственным техническим и педагогическим дизайном, которое останется актуальным и после пандемии. Ключевое отличие «гибрида» от других форматов — многомерность пространства: студент может обучаться в аудитории университета, через онлайн-подключение или асинхронно, работая самостоятельно. Причем решение о форме обучения он может принять сам, взяв на себя ответственность за результаты.
ВШМ СПбГУ совместно с Московским городским педагогическим университетом (МГПУ) и Банком ВТБ представили результаты масштабного исследования, посвященного особенностям гибридного формата в учебных заведениях России и мира. Эксперты подробно изучили более 30 практик российских и зарубежных вузов, среди них Уральского федерального, Томского и Тюменского государственных университетов, МШУ Сколково, Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School), университета IE в Мадриде (IE University).
О роли ВШМ СПбГУ в разработке и исследованиях гибридного формата обучения рассказала заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ Ольга Дергунова:
«В рамках стратегии развития Высшая школа менеджмента ставит перед собой цель — стать Бизнес-школой №1 в России, бизнес-школой с уникальной образовательной средой и непрерывно совершенствующимся коллективом. Один из важных шагов на этом пути —использование возможностей цифровых инструментов для повышения качества образовательного процесса и, как итог — повышения конкурентоспособности выпускников Бизнес-школы на глобальном рынке труда. Гибридное обучение — один из примеров успешной работы команды ВШМ СПбГУ на стыке методологии преподавания и современных технологий. Наши разработки, прежде всего, ориентированы на основные образовательные программы, однако находят свое применение и в сегменте дополнительного профессионального образования. Растущий спрос корпоративных заказчиков подтверждает востребованность и актуальность методики ВШМ СПбГУ. Уверена, наш опыт и исследования в этой области могут оказаться полезными и вузам, и корпоративным университетам»
Результаты исследования гибридного обучения в университетах мира
Исследование ВШМ СПбГУ, МГПУ и Банка ВТБ показало, что массовый переход к онлайн-обучению привел к появлению многообразия форматов, которые стали именоваться гибридным обучением. Например, наиболее острым и обсуждаемым вопросом является различие между понятиями гибридного и смешанного обучения. Исследователи утверждают, что ключевое различие — в роли студента. При смешанном обучении содержание учебного курса, технологии, график, каналы коммуникации и формат участия задают преподаватели. В гибридной модели студент занимает собственную позицию при выборе траектории обучения. Это помогает формировать по-настоящему индивидуальные образовательные траектории и способствует повышению субъектности студентов.
Модель реализации гибридного обучения описал проректор по развитию МГПУ Кирилл Баранников:
«В рамках исследования мы сделали попытку описать дидактическую основу самой категории гибридного образования, обнаружив, что ядром такого подхода становится фокусировка на субъектности студента. Именно это задает и практическую реализацию гибридных моделей обучения, и ориентацию на проектирование именно студенческого опыта. Анализируя кейсы и практики университетов в России и мире, мы увидели, что есть три типа педагогических ситуаций, образовательного опыта, который проживает студент. И для каждого попробовали описать, как выглядит и в чем особенность преподавательской и студенческой активности в трех пространствах —аудитории, онлайне и асинхроне. Все это привело к одному из ключевых выводов нашего исследования: гибрид — это самостоятельная, не комплементарная модель обучения, существующая наравне с привычным полностью аудиторным и полностью онлайн-обучением. Гибридная модель требует обновление не только учебного, но и других базовых процессов работы университетов» .
Многомерный характер гибридного формата, неограниченные возможности обучающихся в построении индивидуальных образовательных маршрутов, а также высокий уровень технологий требуют новых подходов к проектированию образовательных событий в гибридном формате. Такая практика все чаще становится частью студенческого запроса: это хорошо отражают результаты исследования.
Доля студентов, отдающих предпочтение гибридному или смешанному формату, выросла с 25% в 2020 году до 50% в 2021 году |
В рамках анализа деятельности более 30 университетов мира и их подходов к технической реализации гибридного формата исследователи также установили необходимые составляющие цифровой образовательной среды:
Исследователи отмечают, что исполнение гибридной аудитории может быть очень разным — от ноутбука перед преподавателем до полноценного мультимедийного пространства. Тем не менее, повышение сложности технического исполнения оправдано только при наличии педагогического запроса.
В июне 2022 года ВШМ СПбГУ проведет открытое обучение ИТ-специалистов российских вузов по созданию продвинутой гибридной аудитории, которая учитывает методологические особенности гибридного формата обучения (анонс).
Будущее методологии преподавания в российских вузах
Исследования ВШМ СПбГУ в области гибридного обучения дали начало переосмыслению подходов Бизнес-школы к разработке и внедрению цифровых образовательных решений. Было отмечено, что внедрение нового ПО и сервисов невозможно без учета методологических особенностей его использования в образовательном процессе.
Эксперты ВШМ СПбГУ разработали методику, которая позволяет совместить педагогические задачи с возможностями цифровых инструментов. Цель — получить цифровую среду для преподавания в вузе, которая будет помогать улучшать образовательный опыт и результаты студентов. Методика ВШМ СПбГУ основана на лучших практиках дизайн-мышления, адаптированных под образовательный контекст, и включает полный цикл разработки продукта: постановка задачи, разработка и внедрение решения, контроль качества. Ключевым этапом в формировании задачи является проектирование педагогического сценария — целенаправленной, личностно ориентированной, методически выстроенной последовательности педагогических методов и технологий.
Старший преподаватель кафедры маркетинга ВШМ СПбГУ, руководитель по методологии преподавания ВШМ СПбГУ Ольга Алканова:
«Цифровые решения создаются и строятся естественным образом под образовательные задачи преподавателей. Основной фокус нашего внимания — на методологии преподавания и задачах, решение которых должна обеспечивать цифровая среда. Например, если просто создавать гибридную аудиторию без учета специфики образовательного процесса, можно получить пространство, которое будет ограничивать возможности достижения образовательного результата. Кроме того, наша методика позволяет обнаружить незначительные на первый взгляд детали, позволяющие преподавателю отказаться от ненужных действий и сосредоточиться на ведении занятия».
ВШМ СПбГУ представит методику по разработке цифровых образовательных решений в июне 2022 года (анонс). Российские вузы получат доступ к лучшим практикам бизнес-школы и смогут проектировать собственную цифровую среду на основе педагогических запросов преподавателей.
Пашкусовские чтения ВШМ СПбГУ — это площадка для обсуждения насущных учебно-методических проблем преподавания в области менеджмента и экономики, обмена опыта, знакомства с лучшими практиками в российском экономическом и бизнес-образовании.
Юрий Васильевич Пашкус — декан-организатор факультета менеджмента (с 2007 г. Высшая школа менеджмента) СПбГУ, известный российский ученый в области финансового менеджмента. С 1996 года в ВШМ СПбГУ проводятся традиционные Пашкусовские чтения. Этим преподаватели и исследователи факультета отдают свою дань памяти вкладу Ю.В. Пашкуса в создание Юизнес-школы.
Ближайшие мероприятия ВШМ СПбГУ в области гибридного обучения и методологии преподавания:
Вебинар «Как создать цифровое решение для вуза — на стыке методологии и технологий»
20 июня 2022, 14:00.
Регистрация
Вебинар «Гибридная аудитория в университете – сделай сам»
24 июня 2022, 14:00.
Регистрация
Презентации:
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.