18 ноября 2022
19 ноября в России отмечают День преподавателя высшей школы. Накануне профессионального праздника мы поговорили с Ольгой Алкановой, директором Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета о задачах современного преподавателя, новых подходах к проведению занятий и непрерывному обучению.
Вместе с современным миром меняются и запросы к системе образования. Как вы считаете, какие задачи стоят перед преподавателем высшей школы?
Действительно, в результате глобальной доступности информации роль преподавателя изменилась. Преподавателю мало быть экспертом в своей области, ведь за редкими исключениями студенты могут найти необходимые сведения в разных формах в свободном доступе или выбрать из множества онлайн-курсов по теме вместо посещения лекций. Из трансляторов знаний мы становимся наставниками, проводниками в мире информации, создателями образовательного маршрута. Это значит, что нам нужно ориентироваться в передовых технологиях и выбирать техники и инструменты для максимального вовлечения студентов в процесс обучения. Современному преподавателю нужно найти свой подход и выработать продуктивный формат работы.
Получается, что сейчас особенно важно развивать методики преподавания и искать новые подходы к проведению занятий?
Именно так. В ВШМ СПбГУ всегда уделяли внимание современным подходам к обучению и придавали большое значение применению современных цифровых решений в образовательном процессе. Пандемия подтолкнула нас к переходу от поиска готовых решений к созданию своих, отвечающих нашим потребностям и задачам. Так в 2021 году в кампусе «Михайловская дача» появились первые гибридные аудитории, а в 2022 году программы дополнительного профессионального образования перешли на новую цифровую платформу — OWL LMS.
Создание и внедрение новых решений в образовании будет эффективно только при условии методического осмысления и методического сопровождения, и мы стремимся выстраивать инновационный процесс от методической задачи преподавателя к проектированию цифровой среды и подбору цифровых инструментов. Важно, чтобы в образовательной организации были эксперты, способные такие задачи решать — это может быть как отдельное подразделение, так и команда преподавателей. Например, в ВШМ СПбГУ это берет на себя Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании. Совсем недавно мы представили наш подход к проектированию интерактивных занятий, основанный на принципах педагогического дизайна, трансформированных в пошаговый алгоритм. Адаптированная нами методика позволяет создавать вовлекающие и результативные занятия для разных дисциплин и групп студентов с использованием технологических решений.
Еще больше публикаций, методик, лучших практик и полезных инструментов для преподавания в цифровой среде можно найти на информационном портале Центра Method.GSOM. |
Современные преподаватели часто испытывают проблему ролевой перегрузки — нужно успевать проводить исследования и готовить научные работы к публикации, руководить дипломами и проектами, проводить занятия и проверять студенческие работы. Как со всем многообразием задач быстро и эффективно осваивать новые форматы работы, учитывая большой выбор цифровых инструментов и методик?
К эффективному формату работы можно прийти через метод проб и ошибок, но это требует времени. Альтернатива — поиск единомышленников, своего преподавательского сообщества, в котором можно поделиться опытом, задать вопросы, вместе найти варианты ответов и решений. Наш опыт проведения Летней школы показал, что к этой теме есть интерес, в обсуждении вопросов методик преподавания есть потребность. Именно поэтому мы пошли по пути создания такого сообщества вокруг нашего Центра: мы видим в этом ценность не только для себя, но и для всех преподавателей вузов и корпоративных университетов, интересующихся современными подходами в образовании и стремящихся к развитию.
В 2023 году планируем запуск программы дополнительного профессионального образования Teaching Essentials, ориентированной как на начинающих преподавателей, так и на тех, кто стремится систематизировать свои знания по организации учебного процесса — от проектирования логики курса до сценариев проведения отдельных занятий. Мы надеемся, что программа будет подспорьем для преподавателей в поиске инструментов и методик.
Что бы вы хотели пожелать вашим коллегам-преподавателям?
Роль преподавателя — большой труд и ответственность, требующие от нас постоянного совершенствования и приумножения своих знаний. Недостаточно быть экспертом в своей области, важно самим научиться создавать уникальный образовательный опыт для студентов, который невозможно найти поиском в интернете. В наш профессиональный праздник — День преподавателя высшей школы — я от всей души желаю коллегам неизменно находить вдохновение в своей работе, и пусть наши студенты радуют нас своими достижениями.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.