31 октября 2016
Среди всех мероприятий, проводимых Высшей школой менеджмента СПбГУ, особенно выделяется конференция талантливых студентов и ведущих российских компаний – «Менеджмент Будущего», отметившая свой первый юбилей в 2016 году.
Накануне окончания учебного года нам удалось встретиться с председателем организационного комитета конференции – Александром Байзаровым. Спокойный, дипломатичный и неравнодушный инноватор, каким предстал Александр для Школы, поделился своим мнением о Петербурге, стОящих проектах и планах на будущее. (К моменту публикации интервью, Александр и команда, совместно с ассоциацией выпускников ВШМ СПбГУ, успели организовать и провести первый семейный бизнес-форум ВШМ – GSOM Family Day. – Прим. автора).
С: Александр, конечно, мы посвятим немало времени обсуждению конференции «Менеджмент Будущего», но хотелось бы начать не с этого.
Расскажите, пожалуйста, какие остались ощущения по окончании первого учебного года в ВШМ СПбГУ?
А: Своеобразные. Не очень много учился в этом году, так уж сложилось. В первом семестре мне было легко, т.к. программа, во многом, повторяла то, что я прошел за четыре года. Во втором семестре курсы у меня начинались с апреля, и до этого я занимался тем, что делал конференцию «Менеджмент Будущего».
Для меня это был главный проект в школе на этот год. Я взял на себя эту «ношу» и нес ее весь год вместе с командой.
С: А Петербург? Вы, все-таки, переехали из Москвы. Как Вам Петербург?
А: Петербург – город непростой. Честно скажу, первые полгода было очень тяжело – новое место, новые люди. Кроме того, здесь другой климат, другая динамика жизни, другая атмосфера, другая энергетика, но что важно - другие люди. Здесь совершенно другое отношение к работе, совершенно другой масштаб видения многих вещей. И, в этом отношении, чувствуется, что Петербург он такой – нишевый город. Он про свое. Это не Москва. Это не Нью-Йорк.
|
Петербург - это Петербург. В нем есть своя прелесть, и за это я его в последнее время полюбил – за то, что он такой особенный: за уникальные черты, не стремление быть первым, большие амбиции, желание прорваться вперед и сделать большие вещи, а за стремление быть собой и быть уникальным
|
|
На мой взгляд, это и есть то, чем Петербург притягивает людей и то, наверное, ради чего я сюда приехал. Потому что за 4 года в Москве все равно от нее устаешь, особенно, когда занят какими-то большими проектами. Я за последние годы очень сильно выгорел, и поступал в ВШМ не только для того, чтобы получить первоклассное образование в лучшей бизнес-школе России, завязать контакты и все к этому прилагающееся, а еще немного отдохнуть от ритма и привести в порядок мысли. Процесс это непростой, но он получается, и, во многом, благодаря Петербургу, во многом – школе.
Многие ведь удивляются, почему лучшая бизнес-школа России не в Москве? Это правильно. Потому что в Москве бы никто не учился. Здесь, в Петербурге, ты можешь погружаться в учебный процесс и, я думаю, что, со временем, кампус станет хорошей площадкой для этого.
С: Интересно, что Ваши слова об усталости от Москвы отзываются у меня похожим ощущением о своей жизни в Петербурге. Видимо, от любого города устаешь, так или иначе.
А: Конечно, конечно. Нужно постоянно менять контекст.
Сейчас, например, я чувствую, что устал от контекста ВШМ и, в этом отношении, семестр за рубежом, да еще в такой интересной локации – хорошая возможность сменить его. (Александр проходит включенное обучение в Индии в рамках программы CEMS. – Прим. автора)
Это развивает: когда меняешь среду с определенной периодичностью, то становишься настолько гибким, что не привязываешься к определенной локации, а мышление становится глобальным. Например, находясь в Петербурге, ты можешь быть мыслями в двух других городах и выстраивать проекты, идеи в глобальном масштабе. Поэтому хорошо, что ВШМ заставляет менять контекст. Это очень важно и правильно.
|
|
С: Что ж, вернемся, пожалуй, к «Менеджменту Будущего». Это был большой, прекрасно реализованный проект. Ноша, как Вы совершенно правильно его назвали, потому что объем проделанной работы невозможно описать ни в одном интервью.
В связи с этим возникает вопрос: почему Вы решились возглавить конференцию?
А: Честно, я знал этот проект. Я участвовал в конференции в 2015 году. Тогда она проходила в городском кампусе в течение двух дней, и я видел ресурсы для развития. Мне очень хотелось сделать такой известный и знаковый для бизнес-школы проект лучше, и вывести его на уровень всероссийских мероприятий для студентов. При этом было важно попробовать провести изменения эффективно, потому что «Менеджмент Будущего» - мероприятие известное, и те ресурсы для развития, которые существуют, сложно использовать.
Сложно, потому что мероприятие устоявшееся, со своей корпоративной культурой и четко выстроенной системой, и доказать всем, что можно и нужно его менять, при этом не теряя существующий уровень, – было вызовом для меня, и мне хотелось в этом себя попробовать. В прошлом году я делал что-то такое же грандиозное, но делал это с нуля, а это совершенно другая история. Когда ты делаешь проект с нуля, ты можешь делать все, что хочешь. А здесь была, практически, корпорация, со своей структурой, своим видением, где мне нужно было донести и провести свои идеи на всех уровнях. Но это реально, хоть и сложно. Это с одной стороны.
С другой стороны меня привлекало, что это новая школа, новое для меня место, и мне хотелось должным образом зарекомендовать себя, для меня это было личной корыстной мотивацией, с которой я заходил. Такая деятельность, особенно в образовательной системе, всегда позволяет себя показать.
Сейчас, разговаривая с Вами, понимаю, что еще очень хотелось продолжать практиковать лидерство. У меня было сильное ощущение, что те навыки, которые мы не практикуем, имеют свойство пропадать, а мне хотелось развиваться дальше и не терять потрясающий лидерский опыт, который я приобрел в МГИМО. На четвертом курсе мы с моим другом Фам Тиен Манем возродили Бизнес-клуб МГИМО (www.bc.mgimo.ru). Мы смогли построить настоящую организацию, корпорацию, я бы сказал, а не просто студенческий клуб. Удалось создать первоклассную команду и среду для роста и развития, создавая смыслы для людей вокруг и ведя их к большой глобальной цели. Мне хотелось продолжить этот опыт здесь и почувствовать эту энергию, когда тебе верят, за тобой идут, и ты можешь задавать видение – это настолько увлекает! Хотелось вернуться в это ощущение, погрузиться в эту атмосферу еще раз.
С: Я много слышала о том, что в этом году конференция изменилась. Можете чуть подробнее рассказать, какие Вы ввели новшества?
А: Начну с того, что конференция «Менеджмент Будущего» - мероприятие, полностью организованное студентами. Мы очень ценим ту поддержку, которую нам оказывает Высшая школа менеджмента, но, будем честны, студенты отвечают за 95% вопросов, начиная с программы и привлечения студентов, заканчивая юридическими тонкостями, фандрайзингом и выстраиванием логистики для каждого участника и спикера. Например, нам очень лестно, что удалось собрать самый большой бюджет в истории конференции, несмотря на кризисный год и неготовность компаний во многих случаях инвестировать в подобные проекты. В силу специфики конференции – мы продвигаем работу в российских компаниях, мы могли сотрудничать только с российским бизнесом.
|
Ведь сегодня самые талантливые либо уезжают за рубеж, либо идут работать в международные компании, потому что не видят перспектив в российских. Нам хотелось показать студентам возможности для профессионального развития в российском бизнесе, а компаниям продемонстрировать важность работы со студентами и их привлечения на работу.
|
|
Моей еще одной личной целью было сделать конференцию не просто возможностью «потусить». Нам очень хотелось, чтобы это была контентная тусовка, чтобы, приезжая в лучшую бизнес-школу, люди:
а) заряжались энергетикой роста и развития;
б) перенимали новые знания и практики, чтобы они здесь чему-то учились;
в) и, третье, что мы хотели – чтобы все это было пропущено через призму развития в России, показать, что, несмотря на все сложности, есть очень яркие истории успеха.
Мы расширили программу с двух дней до трех.
Первый день был про то, почему в России, в принципе, стоит развиваться профессионально. Мы подготовили выступления в формате TED Talks, пригласив людей из совершенно разных областей. Говорили про бизнес, банки, волонтерство, новые технологии. Рассказывали об этом люди, которые занимаются всеми этими интересными темами в России, которые создали свою историю успеха в нашей стране. Слушая подобные истории, безусловно, заряжаешься.
Второй день мы посвятили российским компаниям. Посвятив первый день истории про то, что в России можно развиваться, во второй день мы показывали, где именно можно это делать. Здесь была и панельная дискуссия топ-менеджеров российских компаний, и выступление директора ВШМ – президента Банка ВТБ, и решение
кейсов от компаний-партнеров, и интерактивные мероприятия от компаний.
Программа третьего дня была не менее насыщенна. Мы решили посвятить заключительный день прикладным вопросам входа на рынок труда и деловым компетенциям (soft skills). С мастер-классами выступали девять совершенно разных спикеров, включая Михаила Чернышева, директора по маркетингу «ВКонтакте», Петра Лидова, директора по связям с общественностью «МегаФона», Алены Владимирской, основателя агентства Pruffi, и многих других.
Завершилось все, конечно же, прекрасным гала-ужином и празднованием первого юбилея конференции – нам в этом году исполнилось пять лет!
Это если кратко о программе.
|
Таким образом, она получилась очень насыщенная: было, в целом, около 30 спикеров, 10 различных форматов мероприятий. Все наши участники, а ими стали истинные топ-100, которые успели поработать в консалтинге, индустрии, стартапах, пожить за рубежом, поучиться в различных бизнес-школах, говорили, что уровень контентности достигал 70-80 процентов, что является безумно высоким показателем. Наша цель была выполнена.
|
|
Следующим нововведением было решение перенести конференцию в новый кампус.
Кампус «Михайловская дача» функционировал первый год, поэтому было много опасений, что технические неполадки и удаленность кампуса от центра города негативно отразятся на качестве мероприятия. Но мы это сделали, и решение было правильным. Благодаря тому, что первые два дня мы провели на кампусе, нам удалось продать его как нашим потенциальным студентам, так и нашим потенциальным корпоративным партнерам – спикерам, которых мы приглашали. Кампус произвел на всех глубокое впечатление, зацепил.
Здесь мы переходим к еще одной задаче, которую решали прицельно – продвижение бренда бизнес-школы ВШМ СПбГУ. Мы очень хотели, чтобы школа получила конкретную пользу от мероприятия и, кажется, нам это удалось.
С: Как происходил отбор спикеров?
А: Была проделана очень большая работа. Мы организовали работу оргкомитета очень необычно в этом году. У нас было четыре программных директора. Это были люди, которые помимо логистических и мелких организационных задач прицельно выстраивали программу. Пожалуй, это были одни из самых продвинутых людей в оргкомитете.
Например, при подготовке выступлений в формате TED Talks программным директором лично были отсмотрены все выступления спикеров, собраны фидбеки, проработана каждая речь и презентация. Все спикеры, выступавшие в формате TED Talks, прошли очень жесткий скриннинг, там не было случайных людей. Так было по всем площадкам.
С: Понятно, что сложностей было немало, но я бы хотела попросить Вас вспомнить самый сложный момент, оставшийся в памяти.
А: Самый сложный момент – не бояться. Не бояться менять, не бояться делать новое.
В какой-то момент может показаться, что не стоит делать так, как ты считаешь, а лучше сделать, как делали всегда. Приходилось, в буквальном смысле, сражаться за многие вещи, доказывать, что нужно менять и расширять программу, менять категорию участников и так далее.
|
Поэтому важно не бояться и верить в то, что ты делаешь. Если ты знаешь, зачем ты делаешь, ты уверен, и ты видишь результат, то не надо бояться доводить все до конца.
|
|
С: Напоследок, хочется спросить, есть ли разница между ощущениями, которые у Вас были сразу после окончания конференции и сейчас.
А: Ощущение, точнее вопрос, который до сих пор остается: как это дальше делать? Как передать наше видение тем людям, которые придут в следующем году. Как правильно это сделать? Так, чтобы и уровень сохранился, и выровнялся баланс между затратами сил и времени и результатом. Пока у нас нет ответов. Но мы пытаемся найти модель.
С: Кроме желания найти модель устойчивого развития, какая у Вас осталась основная мысль после окончания мероприятия?
А: Основная мысль, пожалуй, что главное – это люди. Да, фраза стандартная, но именно после таких мероприятий понимаешь это еще раз. Человеческие отношения очень многое решают. Выражалось это во многом: и в привлечении партнеров, когда люди соглашаются приехать, потому что верят тебе, верят в то, что ты делаешь. В том, насколько слаженно работает команда, где можно положиться на каждого и получить стопроцентный результат. Видели мы важность этого и в наблюдении за участниками, которые действительно живут тем, что они делают, и это их объединяет. Дальше, когда после мероприятия люди продолжают общаться, значит, это была не конференция на три дня, а долгосрочные связи на годы, а может быть и на всю жизнь между всеми участниками процесса. Выстраивается сетка человеческих отношений, которая может стать началом чего-то еще более значимого и большого.
Беседовала Снежана Ромаданова
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.