6 декабря 2018
Алина Вербенчук закончила магистратуру ВШМ СПбГУ и уехала в Польшу работать в Google. Сейчас Алина отвечает за операционную работу с партнерами в европейском регионе в YouTube. В интервью Алина рассказала, как построить карьеру в IT без технического образования, что такое «подход владельца» и почему нужно не бояться ответственности.
— Ты закончила факультет востоковедения, а затем магистратуру в ВШМ СПбГУ. Расскажи, как без технической базы попасть на работу в IT-сферу?
— Постарайтесь брать максимум от курсов в университете. Если вы чувствуете, что курс вас не на 100% удовлетворяет, сделайте какой-то дополнительный проект, впишитесь в стартап. Есть возможность пойти попрактиковаться где-то – идите практикуйтесь. Неважно, платят вам на первых порах или нет. Этот опыт и строчка в резюме даст фору перед другими ребятами, если она будет относиться к технологической сфере. Пусть это будет какая-то небольшая IT компания, пусть вы будете заниматься чем-то, что может не являться вашей мечтой, но может дать вам хороший опыт. Например, меня на последнем курсе позвали в стартап — очень маленький, но он очень много мне дал как профессионалу: от управления продуктом до управления командой.
— А в чем сложность попасть именно в Google?
— Основная сложность, наверное, пройти огромный пул заявок, если у тебя нет реферала или рекомендаций. Конкурс довольно большой. Вторая сложная задача — пройти интервью, и здесь стоит учитывать то, как отбирают именно в Google. Советую почитать книжку «How Google Works», я ее в свое время прочитала, уже работая в компании. Но там хорошо описано то, как Google отбирает кандидатов, как проходит процесс интервью и как это все выстраивалось.
— Какой опыт и навыки больше всего помогают тебе в работе?
— Я участвовала во многих студенческих проектах, где у меня была роль либо главного организатора, либо председателя, либо основателя. То есть я была таким полу-предпринимателем. И мне кажется, очень сильно помогает подход «владельца» или «хозяина», по-английски это можно назвать «ownership» — то, что ты можешь взять на себя ответственность. Чем дальше, тем важнее будут твои лидерские качества. На начальных позициях никто не ожидает от тебя глобального лидерства, но продвигаются в итоге те люди, которые делают больше, чем требуется, и как-то по-новому смотрят на вещи.
— А как развить в себе этот ownership-подход?
— Не сваливаться в парадигму, что тебе кто-то что-то должен. Не ждать, что компания придет и принесет тебе все на блюдечке с голубой каемочкой, что менеджер о тебе позаботится. По сравнению с европейцами, например, нам приходится больше работать ради каких-то возможностей из-за визовых ограничений. Поэтому не стоит ждать, что будет легко. Но в то же время нужен оптимизм: не сдаваться и идти, развиваться. Это первый момент.
Второй момент: необходимо брать ответственность за какой-то проект или начинание. У тебя должна быть инициатива. «Leadership belongs to those who take it». Лидерство принадлежит тем, кто приходит и берет его, а не ждет, что кто-то предложит ему руководить.
— Помимо работы ты успеваешь развивать собственный проект по карьерным консультациям и менторству. Расскажи, как он появился и в чем его цель.
— Начиная с моего выпуска из ВШМ СПбГУ, многие ребята обращались ко мне с вопросами о том, как написать резюме, как пройти интервью, что делать с карьерой? И я постепенно начала консультировать людей на платформе Evisors.com. На мои навыки появился спрос, и внезапно я поняла, что, на самом деле, это знания, которые стоит передавать. Вторая история — это менторство. Я участвовала в разных стипендиальных программах и проектах, где очень большую роль сыграли другие люди. Меня чему-то учили, помогали, рассказывали, либо просто были примером, и я думала: «Хочу как он!». Это очень сильно меня мотивировало.
Менторство сейчас активно развивается: есть спрос на консультантов, коучей, психотерапевтов и вообще людей, которые занимаются ментальным развитием, если можно так сказать. На мой взгляд, есть необходимость в менторах, которые будут помогать тебе расти именно профессионально, как наставники. В больших компаниях пытаются создавать институты менторства, но не везде это есть. Поэтому я придумала свой проект, называется он Verbetcetera. Сейчас у нас есть группа менторов, которых мы растим и готовим к тому, чтобы они дальше работали как профессионалы.
— Что тебя вдохновляет в работе, чем хотела бы заниматься в будущем?
— Меня сильно вдохновляет, когда я могу изменить чью-то жизнь к лучшему за счет моих знаний. Например, мы исправили человеку резюме, и он прошел в какую-то топовую компанию. Или после консультации просто посмотрел на себя по-другому и решил: «Вау, а я вообще-то молодец!». В основном, многие приходят с кашей в голове: «Я вот тут что-то делал...». А потом ты ему показываешь: «Ты вот здесь сделал круто, вот здесь сделал круто, давай расскажем об этом другим людям». И они уже с другим настроем идут искать работу. Вот эти истории очень сильно вдохновляют.
В будущем мне, наверное, хотелось бы иметь свой бизнес. Технологический — возможно, но не обязательно. Скорее я бы концентрировалась на проблеме. Меня очень сильно волнуют вопросы образования — еще с НГУ и с ВШМ СПбГУ. Вопросы социальной мобильности, то есть образование как социальный лифт. Вот и менторство к этому частично относится.
— Удается ли соблюдать баланс между работой и личной жизнью в Лондоне?
— Да, вполне. Мой рабочий день длится в среднем до 6-7 часов вечера, но потом я начинаю заниматься своим проектом. Если хочешь делать какие-то проекты внутри компании, «запускать ракеты в космос», это можно делать, но без work/life balance. Но в культуре компании, в команде продвигается идея, что ты должен уметь отдыхать. Ты попадаешь в среду таких же мотивированных и талантливых ребят. Например, в ВШМ СПбГУ все сидят в библиотеке до закрытия (смеется. — Прим.), а на работе будут сидеть за офисными столами. И твоя задача — справляться с этим peer pressure. Понимать, в чем именно твоя сильная сторона, куда ты хочешь двигаться. Для этого как раз может понадобиться помощь ментора.
— Как ты отвлекаешься от работы, остается время на увлечения?
— Сейчас их меньше, мой проект — это мое увлечение. Вообще мне всегда помогали танцы и спорт: либо хореографический зал, либо спортзал, либо бег. Когда я училась по обмену в Гонконге, у меня была очень хорошая беговая площадка. И сейчас, где бы я ни жила, стараюсь жить рядом с парком. Для меня бег — это как динамическая медитация, я так отключаюсь. Хорошая литература тоже.
— Что посоветуешь из книг?
— Если хотите узнать про подноготную IT-бизнеса, можно почитать «Chaos Monkeys» Антонио Гарсиа Мартинеса, но она немного скандальная, хайповая. Знаю, что многие осуждают Айн Рэнд, и хотя я не совсем согласна с ее философской концепцией, мне нравится ее книга «Источник». В ней как раз хорошо раскрывается тема «творца» и «ownership», если так можно сказать. Вообще вся русская классика — всем книгам книги, у меня прямо душа радуется, когда читаю. Из недавнего еще Юваль Ной Харари «21 Lessons for 21st century». Это книга для того, чтобы понять, что происходит в мире. Она на стыке обществоведения, антропологии, политики, экономики — всего.
— Как думаешь, какие ценности и ориентиры помогают тебе двигаться к своим целям?
— О, это мой любимый вопрос. Делать мир лучше, вне зависимости от того, чем ты занимаешься. Приносить пользу, оставаться правдивым и честным в любой ситуации. И давать возможности другим — поэтому образование, поэтому менторство. Рушить границы в головах: сначала в своей собственной, а затем в головах других людей.
Беседовала Полина Гугунова
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.