3 декабря 2020
О том, как найти работу за два месяца в чужой стране, правильно презентовать себя, получать зарплату выше рыночной и не бояться перемен, рассказала выпускница Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ), программ MiM и CEMS 2019 Мария Мушкет.
Я решила отправиться в Южную Корею, когда работала в tech-стартапе в Амстердаме. Здесь сыграла роль моя бесконечная любовь к Азии: мне довелось поучиться в лучших бизнес-школах Кореи и Японии — и это было незабываемое время. Кроме того, в Азии непрерывно растет и развивается рынок, а мне хотелось быть в центре этого роста. Ну и наконец, YOLO — you only live once!
Так что осенью 2019 года я купила билет в один конец и в конце октября приземлилась в Сеуле. Это решение было спонтанным — предварительно я не искала работу. Подумала, что решу всё на месте, используя свои ресурсы: контакты друзей из университета, профессоров, местные иностранные комьюнити, конференции, Linkedin, сайты для поиска работы. На поиск было два месяца: ровно столько можно жить в Корее без визы.
Меня интересовали tech-стартапы и SMEs (компании малого и среднего бизнеса — прим. ред.), сфера зарубежных продаж и бизнес-девелопмент. В общем, роли, на которых могли пригодиться знания языков (я владею английским и немецким) и опыт работы в продажах.
Сейчас в Корее стремительно растет стартап-комьюнити, что во многом связано с субсидиями от государства. Здесь даже появилась своя Кремниевая Долина — Pangyo Tech Village с технологическими гигантами вроде Naver (Корейский Google). Туда я и решила отправиться.
Один из моих друзей достал пропуск в Startup Global Center. Я поехала в англоговорящий сектор, где находились стартапы, которые планировали выйти на международные рынки. А затем заходила в кабинеты и презентовала себя как потенциального сотрудника для отдела Overseas Sales.
Я собрала визитки, отправила всем фоллоу-апы (email-письма — прим. ред.). В итоге меня пригласили на финальное интервью две компании. В маркетинговом агентстве был нужен корейский, поэтому я отказалась, а приглашение от стартап в сфере IoT (интернета вещей — прим. ред.) приняла.
К интервью я готовилась тщательно: подготовила анализ рынка, стратегии выхода на международные рынки. Собеседование прошло успешно, но меня не устроила зарплата, поэтому я решила продолжить поиск.
После этого я отправилась в отдел карьеры Korea University, где несколько лет назад училась по обмену. Университет входит в тройку лучших в стране и контактирует с ведущими компаниями.
Оказалось, что в Корее заявления в компании-лидеры рынка подают в сентябре. Именно поэтому лучшим вариантом для меня стали небольшие компании и стартапы, где нет жёстких таймлайнов (временных рамок — прим. ред.). В тот день университет как раз проводил встречу для студентов с IT-стартапом — на нее меня и пригласили. К сожалению, на всех позициях требовалось знание корейского языка.
В свое время мои знакомые нашли работу в tech-стартапах на конференции по трудоустройству для иностранных соискателей — Job Fair for Foreign Residents. Она проходит каждый сентябрь, поэтому я не успела туда попасть. Однако в Сеуле часто проводятся карьерные мероприятия, поэтому я быстро нашла еще два.
Участие в карьерной выставке в Корее отличается от России. Здесь нужно пройти регистрацию на сайте, создать онлайн-резюме, а затем подать запрос на интервью в интересные вам компании. В ответ приходит уведомление, и так в день выставки у вас появляется четкий график.
Первая выставка проходила через два дня после моего приезда в Корею, поэтому регистрацию на интервью я не проходила. Мои корейские друзья перевели резюме на корейский язык, я сделала 20 копий и отправилась на место. Стратегия была простой: ищу компании с описанием на английском языке и прошу их представителей меня послушать. Корейцы были удивлены моим напором и дерзостью, но реагировали положительно. Не хватало одного — знания корейского языка.
Вторая выставка — KITA Job Fair for Overseas Sales — проходила в декабре. Тут я подготовилась основательно, прошла все регистрации, подала заявку на интервью примерно в 40 компаний. В итоге получила приглашение на 30 в один день и приняла 10.
Так как корейский язык не был первостепенным требованием, я получила приглашения на следующий этап от всех компаний. В итоге выбрала компанию, в которой работаю сейчас. Большая часть сотрудников — выпускники Ivey League (Лига плюща — ассоциация восьми частных США — прим. ред.) американских университетов. Кроме того, мне понравился большой объем задач и ответственности. А еще Personal Care market (рынок личной гигиены — прим. ред.) — быстрорастущая индустрия, в которой Азия лидирует.
Моя компания входит в топ-5 по продажам рынка Personal Care в Южной Корее, несмотря на то, что появилась только в 2016 году. Я работаю в отделе продаж за рубеж и занимаюсь развитием бизнеса. Отвечаю за глобальную бизнес-экспансию, начиная от исследования рынка, поиска контакта, подготовки ценового предложения и заканчивая подписанием контракта, логистикой — во всех странах, кроме Азии.
Сейчас веду переговоры с лидирующей ритейл-сетью в бьюти сегменте в Нидерландах: мы подписываем контракт на эксклюзивную дистрибуцию. Еще одним классным проектом стало сотрудничество с одной из топовых FMCG компаний из списка Fortune-500 весной 2020 года — оно удвоило размер нашей компании.
Работа интересная, и ее много: часто приходится работать до 10-11 вечера. Но рост необыкновенный — это самое главное.
Средняя зарплата выпускника университета в Корее в стартапе или компании среднего размера — 30 млн вон в год (около 27 тысяч долларов США — прим. ред.). В корпорации, например, в LG и Hyundai — около 42 млн вон в год.
Несмотря на то, что моя компания — это бизнес среднего размера, мне удалось договориться на зарплату выше среднерыночной. Когда я обсуждала моё повышение с корейскими друзьями, те очень удивились, потому что оплата труда в Корее обычно не обсуждается, да и контракты здесь никто не читает. Повышения ждут несколько лет, а в стартапах этого иногда и вовсе не происходит.
Я работаю и живу в финансовом в центре Сеула: район называется Гангнам. Песня Gangnam style, которая стала мемом в 2012 году, как раз об этом месте. Корейское общество сейчас стремительно перемещается из среднего класса в высший, и в Гангнаме это особенно видно: под моими окнами стоят Феррари, Роллс-Ройс, Ламборджини.
Несмотря на то, что район считается одним из самых дорогих в Сеуле, жить здесь намного дешевле, чем в Нидерландах. Сейчас я снимаю студию в самом центре Гангнама за 500 долларов в месяц. Здесь круто и работать, и тусоваться: вокруг множество галерей, парков, баров, клубов.
Не нужно ничего боятся и много думать: нужно просто поставить цель и идти к ней. Нет ничего невозможного — все рамки в голове. Ну и помнить, что мы живем один раз, так что если не сейчас, то когда?
Мой переезд, поиск работы, жилья — своеобразный челлендж, испытание, которые я захотела пройти. Хотя это было непросто, я надеюсь, что своей историей вдохновила многих на то, чтобы пробовать, ошибаться, снова пробовать и не сдаваться, несмотря ни на что.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.