25 ноября 2021
Елена Топольская, выпускница бакалавриата по профилю «Финансовый менеджмент» 2012 года и программы CEMS MiM 2014 года Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ). В 2019 году Елена получила MBA в школе бизнеса Wharton Университета Пенсильвании, а сейчас занимает позицию руководителя проектов в офисе BCG в Остине, штат Техас. В интервью выпускница рассказала про lifelong learning, переезд в США и построение международной карьеры.
Мой выпуск состоялся в сентябре вместо июля, так как я была на двух обменах в вузах-партнерах. ВШМ СПбГУ дала мне отличный старт: после первого курса магистратуры я прошла стажировку в BCG, и на момент выпуска у меня уже было предложение о работе в компании. Сразу после выпуска я взяла gap month (прим. ред. — перерыв в деятельности в течение месяца) — навестила семью в Татарстане, освоила серфинг в Азии и переехала в Москву. Уже в ноябре начала работать в московском офисе BCG.
Программа CEMS стала определяющим моментом моего интереса ко всему международному. Если бы ее не было, думаю, то и не случились бы в моей жизни MBA и США. Конечно, у меня всегда была тяга к путешествиям и знакомствам с новыми странами, но до этого не было цели учиться за границей. Но только благодаря CEMS я поняла, что все границы открыты, и что даже у самых обычных ребят есть возможности учиться за рубежом.
Весной 2014 года я училась в Лондонской школе экономики, жила возле Тауэрского моста (прим. ред. — подвесной и разводной мост в центре Лондона над рекой Темзой) у самого Сити — делового района. Когда утром я спускалась за кофе, ощущала всю энергию мирового финансового центра: мне на встречу со станции выходили сотрудники банков в костюмах, галстуках — такие деловые, динамичные. У меня, как выпускницы бакалавриата по финансам, был невероятный восторг от всей этой атмосферы.
Тогда я очень сильно зарядилась энергией и мотивацией от этой среды и захотела стать ее частью, строить в ней карьеру. Все благодаря ВШМ СПбГУ и CEMS.
В первый год магистратуры я активно пробовала стажироваться и работать в консалтинге и FMCG — участвовала в кейс-чемпионатах, конкурсах и командных соревнованиях в Москве. Взаимодействовала с P&G, но не успев с ними подписать контракт, прошла отбор в BCG и осталась там. До сих с благодарностью вспоминаю каждого своего интервьюера — это команда профессионалов, которые максимально внимательно относились к участникам отбора. Это произвело на меня глубокое впечатление. Если возникало ощущение, что не схватываешь какой-то вопрос, они помогали, направляли советом, что давало возможность исправиться и улучшить свой ответ. Это оказалось отражением культуры: наставничество и совместный поиск правильных ответов в партнерстве с руководством — практически в ДНК BCG. Очень здорово, что у меня были и есть такие наставники.
Сначала у меня не было желания где-то остаться и работать постоянно в другом офисе за границей, но я хотела получить новый опыт и знания. Поэтому когда я отработала два года в московском офисе, начала думать о том, что же можно попробовать ещё, и решила поступать на MBA в США. За время обучения в США мы с супругом побывали, например, в Австралии, и у было много мыслей, где можно продолжить карьеру — в Лондоне, Сан-Франциско или Сиднее. Но поняли, что если уже оказались в США, то почему бы здесь и не поработать какое-то время. У нашей школы был кампус в Сан-Франциско, мы провели там много времени и познакомились с городом, там было комфортно и интересно в профессиональном смысле, поэтому решили выбрать его. А совсем недавно мы переехали в Остин, штат Техас - сейчас это один из самых популярных и быстрорастущих технологических центров в США.
Когда я искала программу, рассматривала только американские школы, так как во время обучения в ВШМ СПбГУ я успела побывать в европейских, хорошо понимала ментальность, и не ожидала глобальных открытий. Мне же хотелось попасть в максимально новую среду. Выбор пал на Уортонскую школу бизнеса (The Wharton School of the University of Pennsylvania). Оглядываясь назад, могу сказать, что выбор себя оправдал — разница культур между Россией и США действительно сыграла большую роль в моей жизни, поменяла мировоззрение.
Компания заинтересована в профессиональном росте сотрудников, поэтому когда обучение касается профессионального трека, BCG вкладывается в это. У нас есть разные программы, одна их них называется MBA Park — компания оплачивает часть образования сотрудника и, при желании, может помочь с переводом в другой регион.
Еще во время учебы я подала заявку на перевод из московского офиса в Сан-Франциско. В Москве я занималась проектами в сфере технологий и телекоммуникаций. Офис, в который я планировала переводиться, имеет схожий профиль, поэтому там заинтересовались во мне как специалисте. Этот трансфер случился во время второго года обучения.
В консалтинге главное — выработать привычку к структурированности, системный подход к любой задаче. Это основной навык, актуальный на любом рынке. Дальше есть, конечно, особенности региональные и культурные. И это была важная зона роста для меня. Из больших отличий, например, меня вначале поразило, как здесь очень четко организован процесс — письма, чек-ины, отчеты внутри команды, все очень плотно и точно в срок.
А еще — более глубокая функциональная и индустриальная специализация. Например, в России мы часто разрабатывали общие стратегии роста компании на рынке. В США же бизнес настолько крупный, что консультанту сложно охватить всё разом. Мы фокусируемся на более узко сформулированных проблемах — например, «повышение результативности партнерских каналов продаж». Привлекаем экспертов, всю свою карьеру работающих на этом направлении, и «чиним» конкретный механизм, но зато с точностью до детали.
Я скорее отмечу не то, что было сложно, а то, что было неочевидно. Например, не сразу было понятно, что каждому открыты практически безграничные возможности и все в твоих руках. Это осознание приходило очень долго — я каждый раз чуть больше себе разрешала, чуть более амбициозную ставила цель. И уже со временем поняла, что можно было так действовать раньше лет на 10-15. Но пришла к этому очень постепенно, расширяя границы дозволенного.
Нет ничего невозможного, а большинство ограничений — в наших головах. Нужно только проявить находчивость и решительность в их преодолении. На самом деле это касается даже самых, казалось бы, объективных барьеров, например, визовых и финансовых.
ВШМ СПБГУ сформировала большую часть моей личности. Работа в команде, международные интересы, открытость и желание исследовать — это все во мне из Бизнес-школы. Но главное, чему я научилась — ставить высокую планку всем своим результатам. Я к каждому своему проекту, продукту или коммуникации до сих пор отношусь как к домашним работам по эконометрике — все должно быть в меру глубоко, без ошибок, с щепоткой оригинальности.
Девизы меняются на каждом этапе. До недавнего времени для меня было очень важным всегда иметь перед собой следующую цель — поступление, переезд, новая позиция. Но за последний год я все чаще ловлю себя на мысли, что жизнь — это не завтра, жизнь — это сегодня. Я переместила фокус с долгосрочных задач на текущий момент. Даже заказала себе часы специальные — убрала стрелки и выгравировала “It’s always now”. Потому что вне зависимости от того который час хочу напоминать себе якориться и максимально полно проживать каждый момент своей жизни., именно сейчас.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.