2 июня 2017
2 июня 2017 г. в Институте «Высшая школа менеджмента» СПбГУ с успехом прошла III Ежегодная научная конференция «Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт». Более 120-ти ее участников – это студенты и профессорско-преподавательский состав российских ВУЗов, представители федеральных и региональных органов государственной власти, финансирующих организаций, частного бизнеса и др.
Открыли конференцию первый заместитель директора Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ К.В. Кротов и заведующий кафедрой государственного и муниципального управления СПбГУ, Министр транспорта России М.Ю. Соколов. В приветственной речи Константин Викторович Кротов отметил расширение географического представительства участников, среди которых теперь не только студенты Санкт-Петербургского государственного университета и петербургских транспортных ВУЗов, но студенты и преподаватели из Новороссийска, Ростова-на-Дону, Ульяновской области, Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, Самарского государственного университета путей сообщения, Иркутского государственного университета путей сообщения, Высшей школы экономики, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Интерес к конференции не случаен, на настоящий момент она является единственной научно-практической площадкой, где начинающие специалисты в сфере ГЧП могут апробировать свои знания и навыки в прямом диалоге и дискуссии с признанными экспертами. Максим Юрьевич Соколов в свою очередь подчеркнул важность изучения государственно-частного партнерства (ГЧП) в высших учебных заведениях и значимость конференции в том, чтобы помочь начинающим специалистам изучать эту форму взаимодействия публичного и частного сектора, получить неискаженное понимание базисов от практиков и экспертов в области ГЧП.
В своем докладе М.Ю. Соколов осветил текущее состояние развития ГЧП в транспортной отрасли и тренды для развития. Он отметил, что вопросы оптимальных подходов для сотрудничества бизнеса и государства в контексте назревших структурных реформ в экономике являются одной из главных тем проходящего в эти дни в Северной столице Петербургского международного экономического форума. По его словам, именно ГЧП позволяет выработать эффективные модели распределения рисков при реализации инфраструктурных проектов между государственными структурами и представителями бизнес-сообщества. С момента принятия законодательных основ ГЧП, данный формат взаимодействия с частным сектором показывает все большую востребованность и эффективность как на уровне федеральных, так и региональных органов власти. Для транспортной отрасли ГЧП является одним из ключевых драйверов развития, который уже позволил реализовать такие крупные проекты, как Западный скоростной диаметр Санкт-Петербурга и новый терминал аэропорта «Пулково». Однако перед отраслью стоят важнейшие задачи по совершенствованию законодательства, взаимодействию с другими федеральными органами государственной власти при его применении, более эффективному управлению рисками. |
Именно этой проблеме было посвящено первое мероприятие конференции – ГЧП-дебаты на тему «Риски в проектах ГЧП: кому принимать и как управлять?», модераторами которого выступили заместитель руководителя Росавтодора Д.Е. Прончатов и руководитель Центра исследований государственно-частного партнерства ВШМ СПбГУ С.В. Маслова. Они предложили для голосования и обсуждения одиннадцать вопросов, которые касались распределения и предотвращения финансовых, земельных, экологических, социальных и политических рисков при реализации проектов ГЧП. В качестве ключевых спикеров были приглашены А.Б. Чичканов (исп. вице-президент АО «Газпромбанк») и А.В. Киселев (зам. руководителя Департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал). Среди экспертов – П.А. Бруссер (АО «Газпромбанк»), Р.А. Голованов (Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга), Д.О. Григорьев (Краевой центр развития ГЧП Хабаровского края), И.Н. Каргин (Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга), П.В. Карпунин (Capital Legal Services), А.А. Никонов (Институт «Высшая школа менеджмента» СПбГУ), О.А Потифорова (АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области»), Е.Н. Семенова (Федеральное дорожное агентство), А.В. Филимонов (ООО «Пи-Эм-Эй») и, конечно, студенты ВШМ СПбГУ программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Государственное и муниципальное управление» – Жанна Азизова, Никита Алесенко, Маргарита Арсеньева, Анжелика Мурышкина, Дарья Сергеева и Иван Лапов, которые, наряду с экспертами, имеющими значительный опыт в сфере ГЧП, представляли свою развернутую и аргументированную позицию по вопросам ГЧП-дебатов. Дискуссия затронула непростые для теории и практики ГЧП вопросы, в том числе подходы к самому понятию рисков в проектах ГЧП, круг лиц, участвующих в управлении ими, перечень наиболее критичных рисков для дорожных проектов ГЧП, наиболее эффективные меры и стратегии по их предотвращению и смягчению.
Следующим мероприятием конференции стал проведенный С.В. Масловой мастер-класс «Стратегии развития ГЧП в субъектах Российской Федерации». Мастер-класс демонстрацию и совершенствование навыков и практических приемов разработки стратегий развития ГЧП в конкретных регионах России, включая: объективную оценку существующего уровня регионального развития, определение специфики самого региона исходя из бюджетных возможностей/ ограничений, инфраструктурных разрывов, инвестиционной привлекательности, а где-то даже и географического положения; идентификацию основных барьеров развития ГЧП в этом субъекте Российской Федерации, разработку направлений по их преодолению и конкретного плана-графика. Особенность мастер-класса в том, что проведенная работа носила не абстрактный характер, напротив, имела адресное предназначение и обратную связь. Студентами 1 курса программы магистратуры по направлению «Государственное и муниципальное управление» в процессе изучения дисциплины «Государственно-частное партнерство» под руководством С.В. Масловой были разработаны и представлены Стратегии развития ГЧП в Московской области (Никита Алесенко), Санкт-Петербурге (Валерия Кочетова), Ленинградской области (Анжелика Мурышкина), Хабаровского края (Михаил Максимов), а также на федеральном уровне (Дарья Сергеева). Представители именно этих регионов приняли участие в обсуждении и оценке разработанных Стратегий: Д.В. Маскаев (Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области), Р.А. Голованов (Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга), В.А. Кузнецова (Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области), Д.О. Григорьев (Краевой центр развития ГЧП Хабаровского края), которые дали высокую оценку работе, проделанной студентами, а также поделились с ними и с аудиторией своим видением развития ГЧП на региональном уровне, в том числе и в свете Рейтинга регионов по развитию ГЧП. Экспертом по Рейтингу выступил также студент 1 курса программы магистратуры – Иван Лапов. |
Завершающим мероприятием конференции «ГЧП в сфере транспорта: модели и опыт» стало пленарное заседание, посвященное выступлению представителей академической среды – преподавателей, аспирантов и студентов. Модератором заседания выступил А.Е. Иванов, главный научный сотрудник Центра исследований государственно-частного партнёрства ВШМ СПбГУ. Результаты своих исследований в отношении ГЧП в сфере транспорта в этом году представили: Борис Елисеев, Анжела Борзова и Николай Корягин (Московский государственный технический университет гражданской авиации), Борис Палагушкин (Сибирский государственный университет водного транспорта), Бачуки Цанава (2 курс магистратуры по направлению «Государственное и муниципальное управление», ВШМ СПбГУ), Рамиля Савчук (Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МГУПС / МИИТ)), Юлия Ихонкина (2 курса магистратуры по направлению «Государственное и муниципальное управление», ВШМ СПбГУ), Олег Штинов (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации), Жанна Азизова (3 курса бакалавриата по направлению «Государственное и муниципальное управление», ВШМ СПбГУ), Наина Бодровцева (Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова), Алена Винник (2 курса магистратуры по направлению «Государственное и муниципальное управление», ВШМ СПбГУ), Наталья Баталова и Наталья Журавлева (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I), Татьяна Крюкова (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I), Софья Громова (2 курса магистратуры по направлению «Государственное и муниципальное управление», ВШМ СПбГУ), Борис Чирков (4 курса бакалавриата по направлению «Государственное и муниципальное управление», ВШМ СПбГУ) и другие.
Сборник тезисов докладов конференции ГЧП-2017 |
Предыдущие мероприятия |
Видео |
Фотогалерея |
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.