16 апреля 2020
14 апреля 2020 в ВШМ СПбГУ состоялась онлайн-конференция Product Management Day. Представители крупных компаний, работающие на позиции продакт-менеджеров, рассказали о специфике своей профессии, навыках успешного продакт-менеджера и о том, что изменилось в их работе и в компаниях в связи пандемией. Модератором дискуссии выступила Маргарита Гладкова, академический директор программы магистратуры «Бизнес-аналитика и большие данные» ВШМ СПбГУ.
В начале встречи участники постарались определить границы профессии и отличие продакт-менеджера от проджект-менеджера, пояснив, что проджект-менеджер — отвечает за проект и работу команды, у которых есть цель и финальный результат, а продакт-менеджер занимается продуктом постоянно и системно, т.е. тем, что и как получит конечный пользователь, и насколько он будет удовлетворен. «В нашей компании проджект-менеджер следит за тем, как продукт создается, и как этот процесс сделать эффективней. Продакт-менеджер решает вопрос подачи продукта на рынок. Его интересует, как продукт будет выглядеть и каким образом продаваться. Он отвечает за то, чтобы конечный пользователь узнал о продукте, заинтересовался им и начал использовать», — рассказала Татьяна Васильева, продакт-менеджер JetBrains.
Чтобы продукт оказался успешным на рынке и превзошел конкурентов, продакт-менеджер должен уметь анализировать данные, проводить исследования рынка и a/b тестирования, работать в команде с дизайнерами и разработчиками. «Главная задача для продакт-менеджера это продуктовое исследование, что тесно связано с планирование и целеполаганием в компании. До каждой цели можно добраться множеством способом, и поэтому первым делом я вместе с аналитиком и дизайнером провожу исследование и выясняю, какие у пользователей есть проблемы, и как мы их можем решить. Задача продакт-менеджера задавать себе вопросы, правильно ли я делаю, нужные ли я задачи решаю. А на промежуточных этапах общаться с потребителем, чтобы никогда не забывать, для кого компания создает продукт», — поделилась Юлия Тройслит, выпускница ВШМ программы MiM 2016/CEMS, продакт-менеджер Avito Delivery.
При этом запросы пользователей в ситуации пандемии меняются стремительно, предугадать и проанализировать вектор их развития на данный момент достаточно сложно. «Люди живут в моменте и не планируют ничего на большой срок вперед. Основная задача к продакт-менеджерам в кризисной ситуации не растеряться и быстро переориентироваться, сохраняя стрессоустойчивость», — рассказала Анна Васильева, выпускница MITIM 2014, продакт-менеджер компании Joom.
Текущая ситуация на рынке отражается на деятельности компаний и продакт-менеджеров в частности. Какие-то компании проще переживают переход в онлайн и на удаленную работу, так как уже имели такой опыт раньше, какие-то сложнее. В компании Авито, по словам Юлии Тройслит, качество работы и вовлеченность команды от удаленной работы не изменились. Анна Васильева рассказала, что у компании Joom много филиалов по всему миру, поэтому привычка взаимодействовать онлайн сложилась уже давно и больших трудностей переход в онлайн тоже не вызвал.
Отрасль рынка, связанная с путешествиями и бронированием отелей, пострадала от текущего кризиса сильнее всего. Татьяна Третяк, выпускница бакалавриата ВШМ 2013 года и продакт-менеджер компании Booking.com, рассказывала, что работа продакт-менеджера в компании в связи с ситуацией изменилась сильно. В последние недели и точно некоторое время в будущем клиенты будут приходить на сайт самого крупного мирового агрегатора отелей для того, чтобы отменить свои бронирования. Задача продакт-менеджера в этой ситуации сделать так, чтобы уже не бронирование, а отмена покупок и возврат денег проходили максимально гладко и не отразились на лояльности клиентов. В компании Авито, где пользователи привыкли встречаться с другом другом лично, основной задачей продакт-менеджера стало адаптировать доставку Авито под текущую ситуацию, и рассказать большему количеству пользователей о том, как ей пользоваться, и почему это удобно и безопасно.
Успешные продакт-менеджеры не всегда начинают сразу на позициях продактов. Многие приходят к работе над продуктом из в других отделах компании, — из аналитики, разработки или дизайна. Для трудоустройства на должность продакта любому специалисту важно понимать специфику компании и отрасли в целом, но больше всего работодателя будут интересовать аналитические способности кандидата, его умение интерпретировать данные и принимать решения на их основе. Именно этому в ВШМ учат на программе магистратуры «Бизнес-аналитика и большие данные». «Кандидатам на позицию продакта требуется показать, что они умеют проводить исследования и искать решения проблемы. На мой взгляд, выпускники ВШМ обладают необходимыми навыками, главное их грамотно использовать», — считает Мария Мисюк, MITIM 2014, продакт-менеджер Wrike.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.